22 июня 2013 г.

Не шалю, никого не трогаю, починяю примус

Дом музей Булгакова, Мастер и Маргарита, 302 БИС

Прообразом Нехорошей квартиры послужила квартира №50 в доме №10 по Б. Садовой улице в г. Москве, где Булгаков жил в 1921-1924 гг.

Вымышленный номер 302-бис - это зашифрованный номер 10 здания-прототипа по формуле 10=(3+2)х2. Кроме того, фантастически большой номер (ни на одной из Садовых улиц в Москве не было и нет дома с таким большим номером) должен подчеркнуть нереальность происходящего, так же как и невероятно большой номер отделения милиции, выдавшего паспорт дяде Берлиоза Максимилиану Андреевичу Поплавскому - 412.

При переносе праха Гоголя с кладбища Даниловского монастыря на Новодевичье, плита с могилы была передана в гранитную мастерскую и лежала там до тех пор, пока местный рабочий не проговорился о ней вдове Булгакова, и в 1953 году она установила ее на могиле мужа.
Надпись о Гоголе, разумеется, затерли.
Этот случай любят приводить в качестве примера исполнившегося пророчества - ведь Булгакову принадлежит обращенная к Гоголю фраза: "Укрой меня своей чугунной шинелью!"

Дом музей Булгакова, Мастер и Маргарита

Библиотека Булгакова изобиловала исторической и справочной литературой, географическими материалами. Он оттачивал детали, добиваясь их достоверности. Для ершалаимских глав «Мастера и Маргариты», Булгаков выясняет и как две тысячи лет назад одевались, на каких языках говорили, какими деньгами расплачивались. Для описания войска - выверял типы оружия, атрибутику и конструкцию обуви. Сохранился план Ершалаима, который сегодня оказался в основных чертах совпадающим с самыми достоверными картами и спутниковыми снимками.

Дом музей Булгакова, Мастер и Маргарита, комната Булгакова Комната Булгакова

Сталкиваясь с противоречиями, Булгаков иногда исправлял первоисточники.
По мнению драматурга Эдварда Радзинского, прообразом Воланда является Иосиф Сталин
По мнению литературоведа Альфреда Баркова - Владимир Ильич Ленин, лично участвовавший в отношениях Марии Андреевой и Максима Горького и использовавший Андрееву для влияния на Горького.

Дом музей Булгакова, Мастер и Маргарита, Воланд

Воланд во многом ориентирован на Мефистофеля "Фауста" (1808-1832) Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832), в том числе и на оперного, из оперы Шарля Гуно (1818-1893) "Фауст" (1859).
Само имя Воланд взято из поэмы Гёте, где оно упоминается лишь однажды и в русских переводах обычно опускается. Так называет себя Мефистофель в сцене Вальпургиевой ночи, требуя от нечисти дать дорогу: "Дворянин Воланд идет!".

Дом музей Булгакова, Мастер и Маргарита, Человек с тростью

Вероятно имена персонажей свиты Воланда связаны с языком иврит. Так, например, Коровьев (на иврите "каров" — близкий, то есть приближённый), Бегемот (на иврите "бегема" — скотина), Азазелло (на иврите "Азазель" - "азазель" — демон).

Дом музей Булгакова, Мастер и Маргарита, Запрещено разговаривать с незнакомцами

Фагот - это длинная тонкая трубка, сложенная втрое, которая может играть то в высокой, то в низкой тональности. То бас, то дискант. Булгаковский персонаж худ, высок и в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое (чтобы потом спокойно ему напакостить).

Дом музей Булгакова, Мастер и Маргарита, Бегемот и Фагот
Коровьев-Фагот и Бегемот во дворе дома Булгакова

По свидетельству второй жены писателя Л. Е. Белозерской, реальным прототипом Бегемота послужил их домашний кот Флюшка - огромное серое животное.
Бегемот в демонологической традиции - это демон желаний желудка. Отсюда необычайное обжорство Бегемота.

Дом музей Булгакова, Мастер и Маргарита, Бегемот

Дом музей Булгакова, Мастер и Маргарита, Бегемот
Кот - хранитель квартиры-музея Булгакова

По воспоминаниям третьей жены писателя Е. С. Булгаковой-  В. А. Чеботаревой, в описании Великого бала у Сатаны были использованы впечатления от приема в американском посольстве в Москве 22 апреля 1935 г. Посол США Уильям Буллит (1891-1967) пригласил писателя с женой на это торжественное мероприятие. 

Расспрашивая о трамвае старожилов, булгаковед Яновская заметила, что все, кто читал «Мастера и Маргариту», говорят: «А как же! Был трамвай. Был». Однако, люди, не читавшие роман, категорически утверждали, что трамвая не было.

Дом музей Булгакова, Мастер и Маргарита, Патриаршие пруды
Где-то рядом Анушка уже разлила масло

В конце романа "Мастер и Маргарита" ничего не сказанно про Геллу. Причем в черновиках она была: "Геллу ночь закутала в плащ так, что ничего больше не было видно, кроме белой кисти, державшей повод. Гелла летела как ночь, улетавшая в ночь"
Елена Сергеевна писала, что из за болезни Булгаков просто забыл про нее.

Дом музей Булгакова, Мастер и Маргарита, Маргарита

Еще немного фотографий:

Дом музей Булгакова, Мастер и Маргарита, Кот у входа
Кот у входа в подъезд с "Нехорошей квартирой"

Дом музей Булгакова, Мастер и Маргарита, Рукописи не горят
Рукописи не горят

Дом музей Булгакова, Мастер и Маргарита, Учение свет
Учение свет

Дом музей Булгакова, Мастер и Маргарита, Коммунальная тоска Коммунальная тоска

Дом музей Булгакова, Мастер и Маргарита, Жизнь удалась
Жизнь удалась

Дом музей Булгакова, Мастер и Маргарита, Ты еще винограду сверху положи Ты еще винограду сверху положи

Дом музей Булгакова, Мастер и Маргарита, Почти построили коммунизм
Почти построили коммунизм

Дом музей Булгакова, Мастер и Маргарита, Ключи от всех окон
Ключи от всех окон